Осмогласие

Приведем в краткую характеристику гласов. Более полный и аргументированный анализ Вы найдете в книге протоиерея Бориса Николаева «Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения»
1 глас — светозарный, величественный, поется легко и стремительно, взмывает к Небесам, способен настраивать душу к возвышенным чувствам. Это глас небесной красоты, Божественного величия и славы, духовной радости. Это глас Пасхальный. Служба праздника Святой Пасхи составлена в 1-ом гласе и в параллельном к нему 5-ом.
Тропарный первый глас

2 глас — нежный, трогательный, располагающий к любви, умилению, состраданию, отражающий тончайшие переживания человеческой души. Прежде всего, это глас Великой Субботы. Этот же глас и параллельный ему 6-й доминируют в песнопениях заупокойных богослужений. 2-й глас — глас «прехождения», отражающий переходное состояние (предпразднество, исход души из тела, переход от жизни временной к жизни вечной).

Тропарный второй глас

3 глас — плавный, тихий, степенный, но вместе и твердый, мужественный. Этот глас имеет наименьшее число попевок и по количеству песнопений, положенных на этот глас, стоит на предпоследнем месте. Песнопения 3-го гласа содержат размышления о тайнах Горнего мира, а также отражают небесную радость, свет и хвалу. Так, например, воскресный тропарь 3-го гласа изображает Воскресение Христово как источник всеобщей радости

4 глас — быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к веселию и радости. Глас светлого блистательного торжества, но не триумфа, как в 1-ом гласе. Четвертый глас не лишен оттенка покаянности, напоминания о человеческой греховности.

5 глас — плагальный к 1-му, является его завершением и углублением. Величественное шествие завершается глубоким поклонением. В песнопениях 5-го гласа слышится призыв к поклонению (например, тропарь воскресный — поклонение Воскресению Христову), а также светлое приветствие: «Радуйся!» (самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте» и др.) По характеру мелодии 5-й глас одновременно и немного печальный и радостный.

6 глас — плагальный ко 2-му. Мелодия 6-го гласа весьма печальная, располагающая к сокрушению о грехах, плачу, но вместе и наполняющая душу благоговейным умилением. Этот глас передает глубокую скорбь, растворенную и небесным утешением. Если 2-й глас — глас исхода, то 6-й глас — глас погребения. На этот глас положены каноны утрени Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы, канон погребения мирян. Также это глас глубокого покаяния, сокрушения о грехах. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского положен на 6-й глас. Многие песнопения в честь преподобных отцов и святителей также поются на 6-й глас.

7 глас — плагальный к 3-му. Самый скудный по количеству песнопений и музыкальных строк. У греков этот глас именуется «тяжелым». Характер его — важный, мужественный, как бы вдыхающий бодрость, упование, мужество. Мелодия и тексты 7-го гласа величественны и просты, но за этой простотой скрывается глубокое, великое и непостижимое. Песнопения 7-го гласа много говорят о будущем веке, неведомом и непостижимом, о Небесном Иерусалиме.

8 глас — плагальный к 4-му. Глас полноты, совершенства, высоты, царственный, завершающий земное и указывающий на полноту и совершенство Небесного. Также, это глас высокой похвалы, восклицания («О преславного чудесе», «О Тебе радуется», «Что вас наречем, святии»). В то же время, мелодия 8-го гласа несколько печальная, умилительная. На 8-й глас положено петь песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *